22 - 09 - 2018

Архиереи Луганщины

Незадолго до войны, в июне 1938 года, была образована Ворошиловградская область, переименованная в 1958 году в Луганскую. В 1970 году она становится снова Ворошиловградской, а в 1990 году ей возвращается историческое название — Луганская область.

В 1944 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Ворошиловградской епархии, которая включала в себя и всю территорию нынешней Северодонецкой епархии. Первоочередной задачей священноначалия и клира новоучрежденной епархии была помощь верующим, посредством проповеди и живого общения с ними, перенесение всех испытаний с терпением, вдохновение людей на труд и молитвенный подвиг, утверждение в вере и уповании на Всеблагого и Человеколюбивого Господа. Итак, Луганск, крупный административный, экономический и культурный центр области, становится центром и церковной жизни. При этом надо отметить, что управление епархией в то время имело свои особенности.

Дело в том, что большая часть времени существования Луганской епархии как самостоятельной характерна тем, что здесь не было своего правящего архиерея. Вначале она была объединена с Донецкой, а затем с Одесско-Херсонской епархией, и долгое время управлялась владыками, резиденция которых находилась в Одессе. Отдаленность препятствовала установлению непосредственного общения приходов и паствы со своими архипастырями. Они могли позволить себе непродолжительные и нечастые посещения епархии. Однако, благодаря выдающимся личным качествам правящих архиереев, их неустанным заботам о пасомых, влияние их на устроение церковной жизни в епархии, неоценимо.

Первым управляющим вновь образованной, в то время Ворошиловградской и Донецкой епархией, был архиепископ Одесский и Херсонский Никон. 

Архиепископ Никон (1944–1956 гг.)

arhiepiskop-nikonАрхиепископ Никон (в миру Александр Порфирьевич Петин) родился 1 июня 1902 года в Екатеринодаре.

После окончания Екатеринодарского духовного училища, в 1914 году, поступил в Ставропольскую духовную семинарию, а в 1920 г. — в Кубанский политехнический институт.

Служение Церкви начал псаломщиком Успенского храма города Екатеринодара. В 1928 году рукоположен во священника. Пастырское служение проходил в Пензенской и Калининской епархиях.

В 1933 году был репрессирован и осужден к 5 годам заключения. Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере.

В 1944 году пострижен в монашество с наречением имени Никон в честь преподобного Никона, игумена Радонежского. 21 мая 1944 года архимандрит Никон хиротонисан во епископа Ворошиловградского и Донецкого.

Много трудов пришлось положить владыке в крае, так сильно пострадавшем от войны. Значительное число храмов требовало восстановления и снабжения их всем необходимым для обеспечения хотя бы элементарной жизнедеятельности.

Трудами и молитвами епископа Никона в Ворошиловграде было начато строительство Свято-Николо-Преображенского кафедрального собора, который по окончании строительства им же был и освящен. При владыке Никоне восстанавливается и разрушенный в годы войны Свято-Митрофановский храм №1 города Лисичанска.

Глубокая вера, настойчивость и преданность возложенному на него церковному послушанию помогли Преосвященному Никону в короткое время поставить вверенную ему епархию на надлежащий уровень.

С 3 августа 1948 года попечению владыки Никона была вверена Одесско-Херсонская епархия, но при этом он оставался управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией. В 1951 году он был возведен в сан архиепископа.

Преосвященный владыка Никон был незаурядным человеком и внимательным, заботливым пастырем, отличался горячей любовью к Церкви, богослужению и людям, он умел найти слово утешения или назидания для всякого человека, независимо от его образования, положения и убеждений. Владыка пользовался авторитетом у высшего священноначалия, епископата, клириков епархии и, особенно, у верующего народа.

16 апреля 1956 года архиепископ Никон скончался. Он был погребен в склепе нижнего храма Свято-Успенского кафедрального собора города Одессы, куда, вот уже более шестидесяти лет, приходит множество людей, чтобы почтить память праведника. 

После преставления архиепископа Никона, Ворошиловградская епархия, в течение девяти лет, находилась под управлением митрополита Одесского и Херсонского Бориса.

Митрополит Борис (1956–1965 гг.)

mitropolit borisМитрополит Борис (в миру Борис Иванович Вик) родился 27 августа 1906 года в городе Саратове в благочестивой семье рабочего.

В 1923 году его принимают послушником в Свято-Преображенский монастырь города Саратова, а в 1930 году здесь же он принимает постриг в мантию. В 1935 году был рукоположен в сан иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха. В марте 1944 года возведен во епископа Нежинского. А с июня 1944 г. владыка Борис назначен правящим архиереем на Черниговскую кафедру. 

Трудами и молитвами владыки церковная жизнь Черниговской епархии возродилась. А в 1947 году Преосвященный Борис был переведен на Саратовскую кафедру.

Примечателен был облик владыки: всегда облаченный в рясу, крепкого телосложения, прекрасно воспитанный и высокообразованный, он вызывал к себе неизменный интерес и уважение.

В 1951 году епископ Борис был утвержден в должности экзарха Западной Европы с возведением в сан архиепископа.

По возвращении на родину, и назначении в 1956 году архиепископом Одесским и Херсонским, в ведение которого входило управление и Ворошиловградской епархией, владыка Борис, прежде всего, обратил внимание на благоустройство монастырей. В Одессе духовником архиепископа Бориса был иеросхимонах Кукша, проживавший в Одесском Свято-Успенском монастыре, который, как и преподобный Лаврентий Черниговский, причислен к лику святых.

Большое внимание Преосвященный владыка Борис уделял Одесской духовной семинарии, воспитанию подрастающего поколения наставников. Эта работа дала добрые всходы. Немало воспитанников Одесской семинарии и сейчас являются известными служителями Церкви, в том числе — в епископском сане. Среди них — гордость нашей Церкви, блаженнопочивший Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Стоит отметить, что немало клириков Северодонецкой епархии, также являются выпускниками Одесской духовной семинарии.

В период пребывания на Херсонско-Одесской кафедре, в феврале 1959 года, за высокие заслуги перед Церковью, владыка Борис был возведен в сан митрополита. В начале 60-х годов, когда начались новые притеснения религии, ценой неимоверных усилий, владыка отстаивал интересы верующего народа и Церкви. Благодаря его настойчивости и твердости удалось сохранить десятки храмов.

16 апреля 1965 года владыка Борис скончался. Он был погребен на кладбище Свято-Успенского Одесского монастыря.

С мая 1965 года, в течение 25 лет, Луганская епархия управлялась митрополитом Херсонским и Одесским Сергием.

Митрополит Сергий (1965–1990)

mitropolit sergiyМитрополит Сергий (в миру Сергей Васильевич Петров) родился 5 октября 1924 года в городе Краснодаре в благочестивой семье. В юношестве был церковным чтецом, певчим, прислуживал в алтаре.

В 1943 году пострижен в монашество с наречением имени Сергий, в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, и рукоположен в сан иеродиакона. В 1946 году иеродиакон Сергий поступил в Московскую духовную семинарию, затем, в Московскую духовную академию, которую успешно окончил в 1951 году, со степенью кандидата богословия. С получением высшего богословского образования — рукоположен в иеромонаха, и назначен преподавателем Саратовской духовной семинарии.

С 1958 года, он был назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии, затем — инспектором той же семинарии, с возведением в сан игумена.

В 1959 году возведен в сан архимандрита и утвержден в должности ректора Одесской духовной семинарии.

В 1960 году архимандрит Сергий хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии, а через год переведен на Воронежскую кафедру. С 1963 года управлял Минской епархией, уже в сане архиепископа. С мая 1965 года утвержден управляющим Одесской и Ворошиловградской епархиями.

В 1971 году возведен в сан митрополита.

С июля 1986 года, по декабрь 1987 года — занимал должность управляющего делами Московской Патриархии.

4 февраля 1990 года митрополит Сергий скончался, и был погребен на кладбище Свято-Успенского Одесского монастыря.

Весь смысл своей жизни владыка Сергий видел в служении Богу и людям. Как истинный православный человек и иерарх Церкви, он никогда ничего не искал и не просил для себя, никогда не отказывался от порученных ему дел.

Знавшим его, он запомнился деятельным, энергичным архипастырем, любившим богослужения, которые совершал регулярно, всегда чинно и торжественно. Он любил Богом врученную ему многочисленную паству, и паства отвечала ему взаимной любовью.

Конец 80-х годов прошлого столетия был переломным периодом для нашего государства и Православной Церкви. Настал распад СССР. Вырисовывались новые географические границы образовавшихся государств. Дробление могучей державы повлияло и на жизнь Церкви. Вводится новый Устав об управлении Церковью. Украинская Православная Церковь получает самостоятельность. Не дремлет и враг нашего спасения. Нашу неокрепшую Украинскую Православную Церковь постигла страшная трагедия — раскол. В целях упорядочения духовной жизни приходов возникла необходимость образования новых епархий. В это нелегкое время Господь призывает к архиерейскому служению следующего правящего архиерея Луганской епархии — Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия.

Митрополит Иоанникий (1990–2012)

mitropolit ioannikiyВысокопреосвященнейший митрополит Иоанникий (в миру Иван Яковлевич Кобзев) родился 7 февраля 1938 года в селе Новоселовка Беленихинского района Белгородской области в благочестивой крестьянской семье.

В 1962 году окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1966-м — Московскую духовную академию, с ученой степенью кандидата богословия.

В период обучения в духовной академии вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 16 ноября 1964 года, наместником Лавры, архимандритом Пименом, был пострижен в монашество с наречением имени Иоанникий, в честь преподобного Иоанникия Великого.

С 1966 по 1971 год нес послушание в Московской Патриархии при Святейших патриархах Алексии (Симанском) и Пимене (Извекове). С 1966 года — патриарший иподиакон и ризничий. В 1969 году рукоположен в сан иеромонаха, а через два года возведен в сан игумена.

В 1971 году Учебным комитетом при Священном Синоде, был направлен в Одесскую духовную семинарию для преподавательской деятельности, где совмещал преподавание с обязанностями эконома. В 1983 году был возведен в сан архимандрита. В 1986 году назначен настоятелем Свято-Покровского собора города Измаила, и благочинным Измаильского округа.

Постановлением Священного Синода от 30 ноября 1988 года архимандриту Иоанникию (Кобзеву) определено быть епископом Славянским, викарием Одесской епархии. 13 декабря 1988 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Одессы хиротонисан во епископа Славянского, викария Одесской епархии.

19 февраля 1990 года, после отсоединения Донбасса от Одесско-Херсонской епархии, назначен епископом Донецким и Луганским, а с сентября 1991 года, в связи с разделением Донецко-Луганской епархии на две самостоятельные, — епископом новообразованной Луганской епархии.

7 апреля 1993 года возведен в сан архиепископа, а 19 июня 2002 года архиепископ Луганский и Старобельский Иоанникий возведен в сан митрополита.

Епархия сильно изменилась за годы правления владыки митрополита Иоанникия. За два десятка лет вознесли к небу свои купола сотни новых храмов и несколько монастырей. Среди них: возобновлена монашеская жизнь в Свято-Скорбященском женском монастыре в городе Старобельске, открыты Свято-Сергиевский мужской монастырь в городе Кременная и Свято-Ильинский мужской монастырь в селе Варваровка Кременского района, и другие. За время окормления паствы, с благословения владыки, на территории епархии были открыты Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила, три духовных училища, православная классическая гимназия.

 

31 мая 2007 года открывается новая страница в церковной истории Луганского края. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о создании Северодонецкой епархии (журнал № 53), путем выделения ее из состава Луганской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Северодонецкий и Старобельский».

Первым правящим архиереем Северодонецкой епархии был назначен епископ Серафим (Зализницкий), до этого управляющий Белоцерковской епархией. А 4 июня 2007 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви епископ Серафим был почислен за штат, согласно поданого прошения.

10 июня 2007 года управляющим Северодонецкой и Старобельской епархией назначен епископ Пантелеимон (Бащук). А 27 июля этого же года, он был освобожден от управления Северодонецкой епархией, и назначен правящим архиереем новообразованной Александрийской епархии.

С 29 июля по 14 декабря 2007 года правящим архиереем был епископ Иларий (Шишковский).

14 декабря 2007 года управляющим Северодонецкой епархией назначен епископ Агапит (Бевцик). 20 июля 2012 года епископ Агапит возведен в сан архиепископа. А 20 декабря 2012 года, он был освобожден от управления Северодонецкой епархией, и впоследствии назначен правящим архиереем новообразованной Могилев-Подольской епархии.

20 декабря 2012 года управляющим Северодонецкой епархией назначен епископ Пантелеимон (Поворознюк).

Решением Священного Синода УПЦ от 5 января 2013 года (журнал №19), правящим архиереем Северодонецкой епархии был назначен Преосвященнейший епископ Никодим (Барановский). 17 августа 2015 года владыка возведен в сан архиепископа.

 

В пределах Луганской области, кроме Северодонецкой епархии, есть еще две епархии УПЦ: Луганская и Ровеньковская. Решением Синода УПЦ от 20 июля 2012 года правящим архиереем Луганской епархии митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. Решением Священного Синода УПЦ от 5 января 2013 года, была проведена реорганизация церковного управления в пределах Луганской области и образована Ровеньковская епархия – правящий архиерей архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон.

Житие преподобного Трифона Святогорского, исповедника

prepodobniy-trifon-svyatogorskiyПреподобный Трифон (в миру Тихон Васильевич Скрипченко) родился в 1865 году в селе Прорубь, Сумского уезда, Харьковской губернии в крестьянской семье.

17 января 1890 года поступил на послушание в Святогорскую пустынь. Окончательно в число послушников был определен 15 марта 1895 года.

13 июля 1897 года принял монашеский постриг с наречением имени Трифон. 16 августа того же года рукоположен во иеродиакона. 13 июля 1899 года рукоположен во иеромонаха.

1 августа 1900 года отправился из Одессы с войсками на Дальний Восток, где нес послушание священника в рядах действующей армии. В декабре того же года возвратился в Святогорский монастырь.  27 марта 1903 года назначен на должность казначея Святогорской обители.

3 мая 1909 года был возведен в сан игумена. Указом от 8 мая того же года Святейший Синод повелел игумену Трифону вступить в управление Ряснянской Свято-Димитриевской обителью. Однако, в связи с тяжелой болезнью настоятеля Святогорского монастыря, остался в обители и принял на себя временное управление монастырем.

В 1909 году был избран братией настоятелем Святогорской пустыни. 1 октября 1910 года возведен в сан архимандрита. В годы настоятельства архимандрита Трифона обитель находилась в полном своем расцвете и отличалась не только внешней благоустроенностью, но славилась и строгой высокодуховной жизнью монашествующих. При нем было благоустроено монастырское кладбище, построена Всехсвятская кладбищенская церковь, возведено несколько каменных корпусов, предназначавшихся для нужд братии и богомольцев.

С 1917 года для архимандрита Трифона начинается путь исповедничества. Примером того, что он пережил в годы разорения обители (1917 - 1922 гг.), служит одна из записей монастырского летописца иеродиакона Луки (Грицкевича):

«В полчаса четвертаго 2/15 января вечера из-за моста к воротам гостиницы на шестнадцати подводах подъехали шестьдесят хорошо вооруженных, одетых частью в военную форму, частью по-штатски молодых людей… Около восьми часов утра очередной иеромонах совершил проскомидию поздней Литургии и иеродиакон, выйдя на амвон, провозгласил: «Благослови, Владыко»,- как вдруг бандиты явились в храм, набросились на священнослужителей и начали тащить их в ризах вон из церкви, но затем по просьбе дали им разоблачиться и выгнали на тротуар, куда согнали всех монашествующих (с настоятелем архимандритом Трифоном, казначеем игуменом Герасимом, духовником иеромонахом Каллистом), поставили в ряды и начали обучать воинским приемам; причем, над многими чинились разныя пытки: били, толкали, разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила, уксус. Так продолжалось до двух часов дня. После этого погнали всех в трапезную церковь, где вновь подвергались издевательствам, какия только могли тогда бандиты изобресть, особенно на настоятеля извергалась разная хула и ругательства».

12 июня 1922 года в числе 9-ти человек из святогорской братии игумен Трифон был осужден за сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим. Приговорен к двум годам принудительных работ с лишением свободы.

В дальнейшем, по свидетельству некоторых духовных чад, отец Трифон был осужден и сослан. После ему было запрещено возвращаться в родную Харьковскую область. Но, желая поселиться недалеко от Святогорской обители, он избрал для жительства село Сватова Лучка, находившееся в 70 километрах от Святогорья, но уже в другой области — Луганской. Здесь он жил до конца своих дней. Скончался мирно 14 мая 1939 года.

В день похорон была закрыта церковь села Сватова Лучка, и с нее были сброшены на землю железные кресты. Один из них был поставлен на могиле скончавшегося в изгнании настоятеля-исповедника. Благодаря этому спустя 63 года новая братия Святогорской обители без особых затруднений смогла отыскать среди других погребенных могилу архимандрита Трифона. Она находилась в одном ряду с могилами его почивших духовных чад, многие из которых были тайно пострижены отцом Трифоном. Место погребения с благоговением почитается православными христианами.

День памяти – 24 августа (н. ст.).

Житие преподобного Германа Святогорского

prepodobniy-german-svyatogorskiyГерман Святогорский (в миру Григорий Иванович Клица). Родился 3 марта 1816 года в городе Нежин, Черниговской губернии.

24 июля 1840 года Герман Святогорский с отеческой любовью был принят в Глинскую пустынь игуменом Филаретом, который прозорливо, посмотрев ему в глаза, уже тогда провидел в нем будущего подвижника. В 1844 году инок Григорий простился с Глинской пустынью и вместе с казначеем отцом Арсением перешел в Святые Горы - возобновлять древнюю запустевшую обитель.

В 1859 году скончался архимандрит Арсений, и на его место, по единогласному желанию всей святогорской братии, был избран иеромонах Герман Святогорский. По принятии своих настоятельских обязанностей Герман Святогорский много думал и унывал, что не в состоянии он будет понести возложенное на него бремя. Однажды, размышляя об этом, он задремал, и в сонном видении узрел перед собою Царицу Небесную, а по сторонам Ее - святителя Николая Чудотворца и святителя Германа Патриарха - своего покровителя. Богоматерь, показывая отцу Герману небольшую трость, которая была у нее в руках, сказала: "Почто унываешь? Не ты будешь управлять обителью, а Я: ты в руках Моих будешь как эта трость!"

12 апреля 1863 года назначен благочинным женской общины в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (позже монастырь) города Старобельска. Архимандрит Герман до конца своей жизни в течении 27 лет оставался ее духовным наставником и благодетелем.

Преставился Герман Святогорский, приобщившись Святых Христовых Таин, 13 апреля 1890 года на 75-м году жизни, из которой 50 лет провел в монастыре и 30 лет - в настоятельстве. Похоронен в склепе под притвором скитского храма Ахтырской иконы Божией Матери.

Вскоре, несмотря на полное уничтожение Ахтырского скита, память о могиле архимандрита Германа Святогорского, а также о находящихся рядом могилах преподобного Иоанна Затворника, настоятеля архимандрита Вассиана благоговейно сохранялась в народе, который всегда с молитвой посещал это место. После открытия в 1992 году Святогорской обители братией монастыря через несколько лет был восстановлен склеп настоятеля. При раскопках могилы нашли остатки гроба, облачения, украшения митры и наперсного креста, а также несколько косточек.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце подвизалися», принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Германа (Клицу)».

День памяти – 26 апреля (н. ст.).

Житие преподобного Иосифа Оптинского

prepodobniy-iosif-optinskiyПреподобный Иосиф Оптинский (в миру Иоанн Ефимович Литовкин) родился в благочестивой и верующей семье в селе Городище, Старобельского уезда, Харьковской губернии. Родители приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) всегда ходить в храм, молиться и читать духовные книги. Особенно любили жития святых. И второго сына назвали Иоанном в честь своего любимого святого Иоанна Милостивого.

В четыре года он остался без папы, а в одиннадцать лет умерла, заболев, и мама.

Иоанн остался сиротой. Господь вел его путем скорбей. Постоянной спутницей и утешительницей была молитва.

Когда родная сестра-монахиня написала ему про скит Оптиной Пустыни, который славился старцами, Иоанн решил оставить мир и отправиться на богомолье. Сначала собирался он в Киев, чтобы поклониться святым местам. Но Господь властно вмешался в планы юноши и через сестру-монахиню и стариц, духовных чад Оптинских отцов, привел молодого человека в Оптину.

Так 1 марта 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной. Иоанну было 24 года, и впереди его ждал иноческий путь длиной в полвека. По Оптинским обычаям новоначальных для смирения отправляли на трудное и хлопотливое послушание в трапезную. Брат Иоанн стал помощником повара. Но молодой послушник радовался, что оказался в тихой обители, далеко от искушений и суеты. С первых же дней обнаружились в нем все добрые качества его чистой души, которую будто бы изначально приуготовлял Господь к монашеской жизни. Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве - все это было хорошими задатками для настоящего инока.

Вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию.

Через три года послушника постригли в рясофор с именем Иоанн. А в 1871 году, через десять лет после вступления в обитель, он был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1877 году монах Иосиф был рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за Литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий и серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам преподобный Амвросий.

В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила.

В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял с собой верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», — сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия. Теперь преподобный Иосиф остался один. На него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер.

Шли годы подвига. Слабея физически, старец возрастал духовно, во время молитвы он преображался. В апреле 1911 года старец занемог, болезнь его постепенно усиливалась, и 9 мая он тихо отошел ко Господу. Рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого.

В 1996 году преподобный Иосиф был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Иосифа покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

День памяти – 22 мая, 24 октября (н. ст.).

Житие святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

svyatitel-tikhon-zadonskiyСвятитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (в миру - Тимофей Савельевич Соколовский) – родился в 1724 году в селе Короцко, Валдайского уезда, Новгородской губернии.

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенства истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении.

Когда святитель уже не мог уделять внимание всему, по состоянию здоровья, он просил разрешения удалиться на покой. 17 декабря 1767 года ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Сначала владыка выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь. Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы. Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.

Рождественская литургия 1779 года стала последней в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

День памяти - 1 августа, 26 августа (н. ст.).

Житие святителя Митрофана, епископа Воронежского

svyatitel-mitrofan-voronezhskiyСвятитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником.

Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким (1674 – 1690гг.), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. На Московском Соборе 1681 – 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего архиерейства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. При святительстве Митрофана были построены первые храмы на территории Старобельского уезда, который входил в Воронежскую губернию.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».

Причислен к лику святых 25 июня 1832 года.

День памяти - 21 августа (Обретение мощей), 17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 6 декабря.

Житие святителя Филарета, архиепископа Черниговского

svyatitel-filaret-chernigovskiyФиларет, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский) - родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевка, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника.

Первоначальное воспитание и образование получил в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей в 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.

Во время учебы в Шацком духовном училище Тамбовский Преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание малый рост и смирение Димитрия, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (humilis).

В 1826 году Димитрий поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года - во иеромонаха.

27 января 1835 года Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. 9 марта 1837 года на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.

В октябре 1841 года великий московский святитель Филарет назначил архимандрита Филарета на Рижскую кафедру. 21 декабря 1841 года в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 года он отправился в Ригу.

Владыка Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге - это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении (латышах и эстонцах) замечалась тяга к православию и самобытной культуре - богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ.

В 1848 году епископ Филарет перемещен на Харьковскую кафедру. В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды. В монастырях учреждал общежития, не оставлял без внимания храмоздания и их церковное благолепие.

В 1857 году он был возведен в сан архиепископа. 2 мая 1859 года назначен архиепископом Черниговским и Нежинским. Во время холеры 1866 года он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует его ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст десятки тысяч людей, сменяя друг друга, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова, и прекратилась.

Бесценным творением его пера является «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», где, в частности, содержится история многих приходов и жития подвижников благочестия Старобельского уезда.

14 апреля 2009 года прославлен УПЦ в лике местночтимых святых Черниговской епархии.

День памяти – 22 августа, 25 октября (н. ст.).

Житие святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического

svyatitel-innokentiy-khersonskiyСвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов), родился 15 декабря 1800 года в городе Елец Орловской губернии в семье священника. В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определен в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трех месяцев, как он занял должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского. В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев, а затем был перемещен в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке принадлежит идея учреждения торжественного Крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию.

Скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в праздник Живоначальной Троицы. Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

День памяти - 7 июня (н. ст.).

Житие святителя Мелетия, архиепископа Харьковского

svyatitel-meletiy-kharkovskiyСвятитель Мелетий, архиепископ Харьковский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.

30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он стал профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетий. Постриг совершил Киевский митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля - во иеромонаха.

9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24-го января 1824 года архимандрит Мелетий был назначен ректором Киевской духовной академии.

 В октябре 1826 года последовало определение Святейшего Синода о назначении архимандрита Мелетия епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. 19 октября 1826 года состоялось его наречение во епископа, а 21 октября в Киево-Софийском соборе была совершена архиерейская хиротония.

В апреле 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру. В августе 1831 года он был переведен на Иркутскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Большое внимание святитель уделял просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Он основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии, и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска.

После неутомимых трудов здоровье ухудшилось, и его перевели в 1835 году на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства. Он поднял вопрос о восстановлении монастырей и духовных училищ. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом.

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причастия, со словами "Ныне отпущаеши", он осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами "Простите меня", отошел ко Господу.

В 1948 году гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где находится и по сей день, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.

Со дня утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом службы с акафистом святителю Мелетию верующие харьковчане с радостью спешат по средам вечером в собор, прося здесь молитвенного ходатайства святителя о благостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.

День памяти – 25 февраля (н. ст.).

ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ
Youtube

youtube

VK

vk

Facebook

facebook

Наш баннер

 

katalog ssilok

arxiv

3654835
Сегодня
Вчера
Всего
811
2031
3654835